Очень просто

Вообще без рюкзаков, можно ехать хоть с чемоданом, переходы налегке

Просто

В основном налегке, но есть переходы и с рюкзаком

Средней сложности

Поход с полноценными ходовыми днями под рюкзаком, переходы 7-15 км, вещи с собой, в том числе еда и общественное снаряжение

Сложно

Походы-восхождения с акклиматизацией, походы с технически сложными или длинными переходами (20+ км)

Очень сложно

Походы только для опытных туристов или восхождения свыше 4000м, требующие специальных альпинистских навыков

Собираемся в велопоход. Выбор велоснаряжения

Ирина Кучеренко

20 авг. 2021

Верный «двухколесный конь» отчаянно бьет копытом в предвкушении нового приключения, а вы еще даже не начали собираться. С чего начать? Не тащить же на спине стандартный походный рюкзак на 90 литров? И что из снаряжения пригодится в велопоходе, если отправляетесь на N-е количество дней? Барабанная дробь… 

Представляем чек-лист снаряжения для похода на велосипеде: 

И не пропустите пункт «я так и знал, что забыл что-то…».

Перевозим снаряжение: велорюкзак или байкпакинг

Перевозка снаряжения – неотъемлемый пункт в велопоходе любой продолжительности, изменится лишь объем и формат используемых сумок. Для коротких походов на велосипеде (поход выходного дня) может быть достаточно одной из модульных сумок или байкпакинга. Для велопоходов большей протяженности потребуется более внушительный список снаряжения и велоодежды, поэтому упаковывать их будем в традиционный велорюкзак. 

Для начала познакомимся с разными способами перевозки велоснаряжения, их достоинствами и недостатками.

Велоштаны

Велоштаны (или велобаул) – сумка на багажник велосипеда, действительно напоминающая по своей форме стандартные брюки. Функциональное средство транспортировки снаряжения и одежды для велопохода на дальние расстояния в частично или полностью автономных турах на велосипеде. Ходят слухи, что данный способ перевозки появился, когда путешественник связал штанины своих брюк и закрепил их на багажнике велосипеда. Так это или нет, уже не узнаем, но то, что велоштаны стали основным элементом снаряги в походах на велосипеде – факт.

велоштаныВелоштаны на велоспипеде

Модульный велорюкзак

На замену классическому велорюкзаку приходит рюкзак модульный – чаще всего он состоит из боковых сумок-баулов, которые крепятся по обе стороны колеса, и дополнительной сумки, закрепляемой над ними. По итогу мы имеем те же штаны, но в случае смены плана по длительности или формату велопохода можно исключить лишние сумки и не тащить их на своем двухколесном друге.

модульная велосумкаВ путь с модульными сумками. Источник: pk-99.ru

Байкпакинг

Байкпакинг – не только способ перевозки снаряжения в сумках, закрепленных на определенных участках велосипеда, но и своего рода культура, включившая в себя элементы легкоходства. Традиционный велотуризм предполагает длительные автономные маршруты, ориентированные на движение по трассам, дорогам, горным участкам с ночевками в отдаленных районах. Байкпакинг больше связан со спортивным форматом, где груз максимально облегчен и занимает минимальное количество места, маршрут чаще всего не занимает более недели, передвижение идет по гравийным дорогам или труднодоступным тропам. 

Снаряжение для байкпакинга распределяется по сумкам:

  • Нарульная сумка – для техники или компактной палатки;
  • Внутрирамная сумка – например, для инструментов;
  • Подседельная сумка – чаще всего для спальника и велоодежды;
  • Дополнительные миниатюрные сумки для мелочей:
    • «Кормушки» – для перекусов или воды, крепятся у руля;
    • Велосипедные сумки на вилку, крепятся по бокам колеса, служат для перевозки аксессуаров;
    • Сумки для верхней трубы рамы – ремонтный набор под рукой.

байкпакингНалегке с байкпакингом навстречу закату. Источник: impuls-bike.com

Преимущества и недостатки классических велорюкзаков и байкпакинга

Посмотрим, в чем плюсы и минусы велоштанов, рюкзаков модульных и сумок для байкпакинга.

Вместимость

Велоштаны вместительны. В такой рюкзак можно спрятать объемный спальник, уместить 3-4-местную палатку, большой котел на группу. Это помогает сэкономить при покупке снаряжения и делает данный велорюкзак незаменимым на дальних автономных маршрутах. 

Модульный велорюкзак, состоящий из нескольких сумок, уже будет вмещать меньше из-за своей конструкции, однако и в него поместится достаточно. 

Байкпакинг заставляет тщательно продумывать маршрут и список вещей – объем сумок ограничен, групповое снаряжение (котлы, большие палатки) уже не поместится.

Распределение и поиск снаряжения

Велоштаны. Снаряжение находится в однообъемном рюкзаке, поиск конкретной вещи потребует остановки и займет много времени.

Модульный велорюкзак. Вещи распределены удобнее, чем в велоштанах, проще искать необходимое снаряжение, но также нужна остановка и время.

При байкпакинге каждая сумка ориентирована под конкретное снаряжение. Многие сумки под рукой, не обязательно делать остановку.

модульный велрюкзакС модульным велорюкзаком спокойно можно в горы

Обеспечение сохранности вещей

И велорюкзаки, и сумки для байкпакинга изготавливаются из прочных материалов (высокотехнологичная нейлоновая ткань кордура с показателями прочности от 100D, оксфорд, тафетта, применение армированных нитей). 

В ненастную погоду велоштаны и модульный рюкзак защитят специальные велочехлы. Однако в случае продолжительного дождя вода и грязь может попадать с колес в нижнюю часть защитного чехла, из-за чего могут промокнуть находящиеся в нижней части баула вещи. 

Сумки для байкпакинга обрабатываются водоотталкивающими пропитками, действие которых нужно регулярно обновлять. В качестве чехлов можно использовать гермомешки (для спальника и теплых вещей в подседельной сумке, например).

Функциональность на трудных участках маршрута

Велоштаны чаще всего имеют плечевые лямки и ремни, соединяющие штанины, которые помогают трансформировать велобаул в обычный рюкзак на этапах маршрута, где груз придется нести за спиной (брод, сложный каменистый участок на тропе). 

Модульные сумки дольше отсоединять (особенно если скреплены две сумки по обе стороны колеса) и переносить.

При выборе байкпакинга отсоединять сумки не придется.

велопоходНа велосипеде по Арктической Аляске. Источник: mjolnirofbjorn.com

Распределение веса

Велоштаны. Почти весь вес сосредоточен на заднем колесе. Велосипед сложнее удержать во время остановок из-за груза. На непродолжительных маршрутах будет использован не весь объем велоштанов.

С модульными сумками проще сбалансировать нагрузку, распределяя их по велосипеду. Можно использовать одну или несколько сумок в зависимости от объема снаряжения.

Разнесенные по велосипеду сумки для байкпакинга не смещают центр тяжести и незначительно увеличивают общий вес велосипеда. Количество сумок также подбирается под маршрут.

Крепление

Велоштаны крепятся всего на один элемент – багажник. 

Сумки модульных велорюкзаков распределяют на багажники (задний и передний) и колесо. 

Сумки при выборе байкпакинга крепятся на отдельные элементы велосипеда (руль, рама и др.).

велорюкзак в походеВелопоход по Кавказу

Управляемость

Велоштаны и модульный рюкзак. Особенности распределения веса снижает маневренность, из-за громоздкости увеличивается парусность. Габаритные сумки то и дело норовят зацепиться за ветки, кусты, камни и иные препятствия на узких трейлах.

Байкпакинг. Из-за небольшого веса и объема сумок маневренность и скорость велосипеда почти не отличаются от ненагруженного.

Стоимость

Велоштаны достаточно дешевы. Продукция российских производителей потребует от 3000 р., иностранных брендов от 15000 р.  

Модульные сумки находятся в среднем ценовом сегменте, от 4000-6000 р., начать можно с покупки одной сумки (для ПВД, например). Однако следует помнить, что чем больше снаряжения, тем больше нужно сумок, что увеличивает затраты.

Сумки для байкпакинга достаточно дороги по сравнению с классическими велорюкзаками. Дороже будет и перевозимое снаряжение – чем ниже вес и больше компактность палаток, спальников, ковриков, тем выше их цена. Каждая отдельная сумка зарубежных производителей стоит от 4000 до 15000 р. В среднем сумок 5-6. Такой набор сумок под заказ у российских производителей (не хуже зарубежных) можно приобрести за 12000-15000 р. 

Выбрать баул для велопохода не так сложно, как кажется, но если душа лежит к пешим маршрутам, можно пойти в поход с обычным рюкзаком.

Снаряжение для сна и отдыха в велопоходе

Бивачное снаряжение в велопоходах используется то же, что и в пеших турах, но приоритет при выборе снаряжения меняется. В зависимости от маршрута, времени в пути и формата перевозки велосипедист может сделать выбор как в пользу больших по объему и весу палатки, спальника, коврика, так и меньших, если выбран байкпакинг. 

Палатка для велопохода

При выборе палатки для похода на велосипеде отталкиваемся от маршрута и направления путешествия. Если вы не легкоход, то можно взять палатку потяжелее (не на своих плечах нести, ура!), но вместительнее и прочнее. Преимуществом будет ее компактность в сложенном виде (палатки с короткими сегментами дуг). Велосипедисты ценят вместительный тамбур, т.к. в непогоду в нем удобнее готовить и сушить вещи, и для хранения традиционных велорюкзаков нужно много места. Любителям байкпакинга лучше ориентироваться на легкость и компактность палаток, но не стоит забывать об их функциональности. Обратите внимание на качество ткани и надежность дуг. Теплым летом можно ограничиться тентом, а в ПВД энтузиасты довольствуются только лишь гамаком. 

палатка в велопоходеВ хорошей палатке и выспаться удастся, и вещи от непогоды уберечь. Источник: velopiter.spb.ru

Спальник и коврик в велопоходе

Спальник в велопоход лучше брать компактный и быстросохнущий, а вот вес будет играть уже второстепенную роль. Рынок снаряжения позволяет совместить наилучшие качества спальных мешков и не беспокоиться о комфорте сна и транспортировки. Уменьшить объем спальника поможет компрессионный мешок, синтетика сейчас греет не хуже пуха, а сохнет быстрее. Можно выбрать дорогой спальник из пуха с водоотталкивающей пропиткой и не думать о сушке. 

Чем функциональнее коврик, тем он будет дороже. В первый велопоход подойдет ижевский коврик, прикрепите на багажнике. Если вы не готовы отказываться от комфорта – добавьте самонадувашку. С ними нужно быть аккуратными – их легко проколоть, нужно иметь ремнабор.  

гермочехол в велопоходеПрячем спальник от водной стихии. Источник: superpohod.ru

Готовим еду в велопоходе

Без стандартного набора КЛМН (кружка-ложка-миска-нож) далеко не уедешь. Посуда для похода приветствуется в виде матрешки, когда один прибор помещается в другой. Идеально, если внутрь можно спрятать газовый баллон или горелку. Вместо миски в соло или парных путешествиях можно использовать котелки. Подумайте о топливе для горелок и переходниках на газовые баллоны. 

еда в велопоходеБез еды никуда не поеду! Источник: sport-marafon.ru

Дополнительное снаряжение для велопохода

Дополнительное снаряжение в походе на велосипеде должно быть как индивидуальное, так и общественное, что обеспечит не только комфорт, но и безопасность туристу. Берем с собой:

  • Аптечку. Даже в байкпакинге обязательно находим место под минимальный набор медикаментов и средств для помощи при возможных травмах. Не забываем солнцезащитный крем и пантенол. Берем специальные компактные и функциональные сумки-аптечки.
  • Средства личной гигиены. Зубная щетка, паста, микрофибровое полотенце (быстро сохнет, занимает мало места), твердый шампунь.
  • Ремнабор для велосипеда. Мультитул с шестигранниками, отвертками, спицевыми ключами и съемником цепи (например, Crank Brothers). Заплатки на камеру и запасную камеру, насос, стяжки и смазку для цепи.
  • Питьевая система. Берем индивидуальную бутылку под воду (алюминий или пластик), либо обычные пластиковые бутылки на 0,5-1 л., наполняемые из родников, и крепление для бутылок. 
  • Фонари. Фонари для похода обычные мы уже выбирали, теперь к налобному фонарику добавляем еще передний фонарь на велосипед и сигнальный задний фонарь.
  • Навигация. GPS-навигатор или закрепленный телефон. Крепление на руль для фиксации телефона или навигатора.

велопутешествиеПоехали с нами, мы знаем короткую дорогу

Велопоходы в радость!

Собраться в велопоход не так сложно, как кажется! Всегда можно проконсультироваться с нашими опытными инструкторами и отправиться для начала в непродолжительный, на 1-2 дня, выезд. Да и что может быть приятнее спуска с горы, ощущения ветра и скорости, множества километров среди живописных долин и отдыха в кругу близких по духу людей? Крутить педали и любоваться открывающимися на пути пейзажами – отдых активный и запоминающийся! 

"Двухколесный конь" бьет копытом, пора в путь!

Другие статьи