Очень просто

Вообще без рюкзаков, можно ехать хоть с чемоданом, переходы налегке

Просто

В основном налегке, но есть переходы и с рюкзаком

Средней сложности

Поход с полноценными ходовыми днями под рюкзаком, переходы 7-15 км, вещи с собой, в том числе еда и общественное снаряжение

Сложно

Походы-восхождения с акклиматизацией, походы с технически сложными или длинными переходами (20+ км)

Очень сложно

Походы только для опытных туристов или восхождения свыше 4000м, требующие специальных альпинистских навыков

ТОП-10 самых известных и живописных российских маяков

Михаил Григорьев

19 мая 2023

Сегодня речь пойдет про маяки России. Наша страна, имеющая 38 000 километров морских границ, не могла бы обойтись без маяков. О самых интересных, примечательных из них сегодня и поговорим.

История человечества неразрывно связана с мореплаванием. Торговля, развитие технологий, открытия, культурный обмен – все это было бы невозможно без кораблей и моряков. С давних времен множество людей мечтали ходить по морям, но они хотели делать это безопасно. Ключевым моментом в обеспечении безопасности была возможность определять свое местоположение, чтобы понимать, куда плыть, где опасные рифы, а где – безопасная гавань. Особенно это было важно во времена раннего мореплавания, когда корабли держались вблизи берега и приставали на ночь. 

Древние моряки умели определять направление по солнцу, звездам, картам, но самым важным и надежным способом были маяки. Не зря слово маяк в языках мира несет смысловую нагрузку чего-то указующего, дающего цель и безопасность. И наоборот – ложные маяки заводят в ловушку и приводят к гибели. 

Наиболее известным маяком древности был Александрийский маяк, одно из Семи чудес света. Построенный в III веке до нашей эры, он долго оставался самым высоким рукотворным сооружением. Его принцип работы основывался на зеркалах, концентрировавших и отражавших лучи света на многие километры. Днем это были лучи солнца, ночью – костра. Этот принцип сохранялся и в последующие времена, до внедрения радиоаппаратуры.

Даже сейчас, в век спутниковой навигации, маяки не потеряли своей важности. Помимо помощи морякам, они имеют большое историческое, архитектурное и эстетическое значение. В них также делают музеи, дома, отели. Вы хотели бы переночевать в маяке, под шум волн и, проснувшись, увидеть океан?

Давайте совершим путешествие по морям и океанам, омывающим нашу страну, и посмотрим, какие маяки указывают на них путь.

Толбухин маяк

Начнем с самого старого маяка в России. Первое сооружение на его месте построили по повелению Петра I в 1719 году, после чего маяк неоднократно перестраивался. Он расположен на подходе к Кронштадту, на маленьком островке – продолжении Котлинской косы. Назван он в честь полковника Толбухина, отбившего шведский десант на остров Котлин в 1705 году. 

Маяк представляет собой белую башню с красной крышей и пристройкой снизу. Он виден со множества мест побережья Финского залива и очень живописен, даже если не знать о его исторической ценности. 

На Толбухином маяке отметился и будущий декабрист Бестужев, работавший тогда в маячной службе. Он разработал систему цветопеременного огня и написал о маяке рассказ. 

Координаты маяка: 60°2′33″N 29°32′32″E. Добраться до маяка можно на лодке или зимой по льду, когда он достаточно прочен.

Кильдин-Северный маяк

Из северных маяков России, коих множество, можно выделить безумно живописный маяк на острове Кильдин, между Кольской губой и Териберкой. Остров Кильдин считают одним из самых красивых мест на Севере, а маяк – его «изюминкой», дополняющей суровую природу. Его красоту отметили создатели марок, и этот маяк ценят не только любители прекрасного, но и филателисты. 

Первые навигационные знаки на острове Кильдин появились в конце 19 века, а первый маяк (в другом месте) – в 1909 году. На северном берегу временный маяк появился в 1931 году. Из-за войны его смогли перестроить только в 1953 году, в виде башни высотой 19 метров, с белыми и красными горизонтальными полосами. На ее вершине установлен прожектор и радиооборудование.

Маяк до сих пор действует, в отличие от маячного городка, расположенного рядом в советское время. Любители «заброшек» могут походить среди домов, ангаров и техники советских времен, которые обеспечивали работу такого важного для северной навигации маяка.

Сейчас добраться до острова Кильдин можно на корабле из Мурманска или из Териберки

Тарханкутский маяк

тарханкутский маяк

Тарханкутский маяк. Источник: фотобанк Лори / Игорь Литвяк

Чтобы не замерзнуть на севере, переместимся в Крым! Его берега были освоены мореходами с античных времен. Тогда же на приметных горах вдоль моря стали ставить первые башни и маяки. Появился маяк и на Тарханкутском мысе – западной оконечности Крыма. На этом месте маяки строились неоднократно – очень уж оно важно для навигации в тех водах. Современный маяк на этом мысе и его брат-близнец на Херсонесском мысе у Севастополя были построены в 1816 году, по одному проекту. 

Это высокая, стройная башня высотой 38 метров, построенная из белого инкерманского известняка, как будто вырастающая из прибрежных скал, если смотреть с моря. 

С этим маяком связано много интересного. Раньше из-за некачественных горючих смесей на лампах образовывался нагар, который приходилось два раза за ночь снимать. Это отнимало по 10-15 минут. Казалось бы, совсем немного, но и за этот промежуток времени корабли могли потерпеть аварию, не видя сигналов. Считается, что императорская яхта «Ливадия» потерпела крушение в 1870-х именно из-за снятия нагара на этом маяке. Позже была изобретена усовершенствованная лампа, не требующая снятия нагара, и первая из них была в 1881 году установлена на этом мысе. Чтобы маяк мог подавать сигналы и в тумане, была установлена специальная сирена – наутофон, который дублировался колоколом. 

В 1934 году на маяке был установлен одна из первых на Черном море радиосистем, действовавших на 300 км. 

С началом Великой Отечественной Войны маяк стал стратегическим объектом, помогавшим ночным переходам кораблей из Одессы в Севастополь. Личный состав маяка принимал участие в обороне Севастополя. Когда в 1944-м году фашисты отступали из Крыма, они планировали взорвать сооружение перед уходом. Мужество и находчивость местных мальчишек Васи Гузенко и Саши Карнауха спасли маяк – они успели найти и потушить бикфордов шнур, чем предотвратили взрыв. 

Чтобы полюбоваться этим красавцем, можно доехать на автомобиле до села Оленевка. На общественном транспорте можно ехать из Евпатории до Черноморского и оттуда до станции Маяк. 

Маяк Лабагинена (Риндерота) 

С юга нашей страны переместимся на ее запад – в Калининградскую область. Понятно, что в районе главной базы Балтийского флота и важного торгового порта маяков много. Но из них хочется выделить один – небольшой и, пожалуй, самый уютный. Его называют по старым наименованиям поселка, где он стоял – Лабагинен и Риндерот, а сейчас он стоит в поселке Заливино, на южном берегу Куршского залива. 

Маяк не отличается высотой – всего 15 метров. Он был построен из кирпича в начале ХХ века, на месте деревянного, возведенного в 1868 году. Это один из трех сохранившихся довоенных маяков области. 

Примечателен он много чем. Во-первых, расцветкой – в отличие от стандартных полосатых или белых маяков, он кирпичный, с винтовой лестницей внутри. Во-вторых, живописности и уюта ему добавляет домик смотрителя, прижавшийся к башне маяка. В-третьих – история. Маяк был оборудован керосиновым фонарем с линзами. Его поднимали наверх на лебедках, и его огонь был виден на 12 миль. Позднее оборудование было усовершенствовано. Маяк служил верой и правдой до 1985 года, когда был упразднен, а все что можно, начало разворовываться. Но он сумел воскреснуть! В 2020 году маяк был передан Музею Мирового Океана и постепенно стал восстанавливаться. Очистили башню, домик смотрителя, заработал музей, и в 2021 году на вершине маяка опять зажегся свет. 

Сейчас рядом сделана красивая набережная и экотропа с информацией о птицах и растениях Балтики. Сотрудники музея нашли родственников последнего смотрителя маяка. Они живут в Германии и с удовольствием поделились архивными фотографиями, которые помогли в воссоздании исторического облика зданий. 

Маяк Лабагинена находится в поселке Заливино, в 5 км от города Полесска или в 60 км от Калининграда. Доехать можно как на своем авто, так и на 152 автобусе до остановки Заливино. 

Маяк Токаревского

С запада летим на Дальний Восток! Воротами нашей страны в этом регионе является город Владивосток, а его воротами – пролив Босфор Восточный, на входе в который и расположен наш следующий маяк. Он встречает корабли, идущие в порт Владивостока и в бухту Золотой Рог. Стоит он на кошке Токаревского. Но защитники животных могут не волноваться – кошка в данном случае - это небольшая коса, мыс, на конце которого и построили один из старейших в Приморье маяков. Первый знак на его месте появился в 1876 году, а существующий маяк высотой 12 метров был достроен и запущен в 1913 году. Он любим жителями города и туристами и по праву считается одним из символов Владивостока.

Назван он по названию мыса, на котором стоит, а мыс - в честь капитана Михаила Яковлевича Токаревского, отличившегося в русско-турецкой войне. 

Интересно, что маяк был построен целиком на средства одного человека Отто Линдхольма – богатейшего гражданина Владивостока того времени. Он был купцом, занимался золотодобычей, китобойным делом и государственными строительными подрядами, в том числе и маяков. Но Токаревский маяк был построен на его деньги, а не на заказ. Существует версия, что так он воплотил свою детскую мечту, сделал это в память о детстве, проведенном в Финляндии, на берегу моря, около маяка. Если это и легенда, то такая же красивая, как и сам маяк. 

Как и на маяке на Тарханкутском мысе, на этом маяке был установлен наутофон и колокол, чтобы звуком подавать сигналы в тумане.

А еще зимой в районе маяка можно увидеть пятнистых тюленей – ларг, которые приплывают туда и рожают детенышей.

Добраться до маяка можно из Владивостока на автобусах номер 60, 63, 81, 59, 62 до остановки «Маяк». 

Маяк Анива

маяк анива

Маяк Анива. Источник: фотобанк Лори / Вячеслав Иванов

Задержимся на Дальнем Востоке подольше – здесь столько всего интересного, необычного. И, пожалуй, самый живописный маяк России тоже здесь. Это заброшенный маяк Анива на Сахалине. Назван он по названию мыса, на котором стоит (как и многие другие маяки), а первое его название было Накасирэтоко, из чего легко понять, что построен он японцами, во времена (в 1939 году), когда южная часть Сахалина принадлежала Японии. 

Если быть точным, то маяк стоит не на самом мысе Анива, а у его оконечности, на небольшой скале Сивучья. Тридцатиметровая башня с пристройкой снизу выглядит не рукотворным сооружением, а продолжением скалы, особенно когда вокруг бушуют волны, разбиваясь о подножие маяка. Строительство маяка в таком труднодоступном месте можно отметить как настоящий подвиг!

С 1990 года маяк был переоборудован в атомный – на нем был установлен радиоизотопный термоэлектрический генератор РИТЭГ. Так маяк проработал автономно до 2006 года, когда был остановлен. Сейчас он популярен как туристическая достопримечательность. Существуют проекты по его поддержанию и реконструкции. 

Добраться до маяка Анива можно через село Новиково. Там можно продолжить путь пешком или взять экскурсию на лодке. Рядом на скалах расположились масштабные птичьи базары, добавляющие колорита месту.

Осиновецкий маяк

Маяки бывают не только на морях, но и на озерах, если они такие бурные и сложные для судоходства, как Ладога. Здесь немало маяков, например, Стороженский, Свирский, на острове Сухо. Все они заслуживают отдельного рассказа, но сегодня мы остановимся на Осиновецком маяке. Примечателен он не только тем, что по своей высоте (70 метров) занимает 9 место в мире и не тем, что на нем работал до 2010 года самый старый маячник России – Сергей Шулятьев. И уж точно не тем, что его из-за нехватки средств строили больше 5 лет – с 1905 по 1910 года.

Главная страница его истории связана с Дорогой Жизни и Блокадой Ленинграда. Его свет давал ориентир кораблям, а зимой - машинам, которые везли хлеб и другие грузы в осажденный город. У подножия маяка был порт, где перегружали на железную дорогу еду, припасы, снаряды. В другую сторону везли на эвакуацию людей. Также маяк и его постройки служили убежищем при бомбежке, в нем не только спаслись много людей, но и даже случились роды. Родился мальчик, а его дочка до сих пор работает в музее Дороги Жизни. 

К слову, большая высота маяка иногда была и проблемой – для тех, кто на нем служил. Когда в первые годы он работал на керосине, служителю приходилось несколько раз за ночь подниматься на 360 ступеней, чтобы пополнить запас горючего в фонаре. 

Добраться до маяка просто – или на электричке с Финляндского вокзала Петербурга до станции Ладожское озеро, или на машине до конца по шоссе, которое носит название Дорога жизни. 

Маяк в Рыбацкой деревне

Трудно представить, но маяки есть не только на морях и озерах. Существует в России маяк в глубине континента, в Рязанской области, за 800 километров от ближайшего моря. Рядом протекает река Ока, но маяк на ней совсем не нужен. 

Служит он украшением гостиничного комплекса «Рыбацкая деревня», построенного в стиле норвежских домиков. И за образец был взят норвежский аналог – маяк Линдеснес на юге Норвегии. Маяк посреди полей смотрится оригинально, что и говорить. Но зато в половодье комплекс смотрится весьма антуражно – окрестные поля заливает, домики и маяк оказываются как бы на острове. И маяк наконец чувствует себя настоящим.

Высота башни – 32,5 метров. Добраться из Рязани можно на автобусе 111, до остановки Поворот на Шумашь и дальше 3 км пешком. Вход на маяк платный. 

Деревянный маяк в Кронштадте

Как и первое российское кругосветное плавание началось и закончилось в Кронштадте, так и наше путешествие по маякам, начавшееся от Котлинской косы, мы закончим в Купеческой гавани Кронштадта. Последним маяком, о котором мы поговорим, будет Деревянный маяк в Кронштадте. История его началась в 1722 году, когда на этом месте был установлен первый знак, и с тех пор не прерывалась, хотя сам маяк много раз перестраивался. Уникальность его в том, что это последний действующий деревянный маяк в мире, по крайней мере, так считается! Он представляет собой коническую башню высотой 40 метров. Три его стороны белые, а четвертая – оранжевая. А еще у него нет имени! И называют его по-всякому: и Деревянный, и Белый (хотя это правда только на ¾), и Задний створный маяк Большого Кронштадтского Рейда. 

Подняться на маяк нельзя, но погулять рядом, посмотреть на корабли, волны и чаек – можно!

А тем, кому маяков мало, прогуляйтесь 700 метров и сходите в музей – Дом маяков, где можно изучить их устройство, историю и посмотреть множество макетов маяков Кронштадта и Финского залива.

Десятый маяк

Внимательный читатель обратит внимание, что статья называется Топ-10 маяков России, а мы описали только девять. Это не случайно! Мы надеемся, что теперь, прочитав про девять маяков, вы захотите узнать про них побольше, поискать самим, полюбоваться этими башнями. Маяков в нашей стране и за ее пределами так много, что каждый сможет выбрать свой, самый любимый, самый живописный и романтичный. Это и будет десятый маяк нашей статьи и номер 1 в вашем личном списке. 

Пусть свет маяков всегда указывает вам верный путь и не только ведет к приключениям, но и помогает вернуться в безопасную гавань!

Источник заглавного фото: фотобанк Лори / Денис Горбачёв

 

Другие статьи