- Легенда о Телецком озере (Алтын-Кёль)
- Легенда о топшуре
- Легенда о Золотой Бабе (Алтын Ай)
- Легенды о Катуни
- Легенда о Чертовом пальце
- Легенда о Зубах Дракона
- Легенда о водах Аржан Су
Давным-давно Бог послал Сокола, Оленя и Кедр найти лучшее место для жизни, чтобы самому отдыхать там от забот. Все они долго путешествовали, посетили множество различных мест, и в итоге каждый из них нашел край, который пришелся им больше всего по душе. Тогда они вернулись и рассказали Богу об этой стране. И оказалось, что все они выбрали один и тот же регион, полный высоких гор, чистых бурных рек, прозрачных озер и зеленых лугов, покрытых цветами. Назвали они эту местность - Золотой Край, а мы сейчас называем ее – Алтай. Про легенды Алтая будет наше повествование.
Горный Алтай не зря считается местом силы. Край всегда славился своими шаманами, духами и особенной энергетикой, а алтайские легенды и мифы рассказывают и поныне. Конечно, легко относиться к этому с легким пренебрежением, сидя дома в кресле. Но когда оказываешься наедине с величием гор, звуками камнепадов и голосами зверей, огромными деревьями, возвышающимися в ночном лесу, поневоле начинаешь верить, что нечто потустороннее и мистическое существует.
Как правило, легенды повествуют о конкретных местах, чем-то примечательных. Об озерах, реках, особенных скалах или целебных источниках. В них фигурируют как боги, герои и духи, так и персонификация географических объектов и сил природы. Какие-то мифы горного Алтая связаны с бытом, жизненным циклом, какие-то – с животным миром. Мы расскажем лишь малую их часть.
Легенда о Телецком озере (Алтын-Кёль)
Начнем мы наше повествование с легенд о Телецком озере. Это озеро самое большое и глубокое на Алтае, а уж край-то богат на красивые и чистые озера, такие как Мультинские, Шавлинские, Кучерлинские и другие. О нем ходит множество легенд, мы расскажем две – почему оно так называется, и как оно образовалось.
В русском языке закрепился гидроним «Телецкое озеро», как его название записал Петр Сабанский, первым из русских добравшийся до него в 1633 году, с отрядом казаков. Это название пошло от племени тёёлёс, жившего в тех краях. Но все алтайцы и другие окрестные народы зовут его Алтын-Кёль – Золотое озеро. И об этом названии есть легенда.
Давным-давно жил около озера охотник Чокул. Много дней провел он в пути, устал и сам, и его конь, но так ничего не добыл. Споткнулся его конь, да так, что Чокул чуть из седла не выпал. Посмотрел он, за что зацепилось копыто, и увидел огромный золотой самородок, размером с голову коня. Обрадовался Чокул, поскакал скорее домой, порадовать родных такой дорогой находкой. Да только жила его семья, как и все в окрестностях, просто – ловили рыбу, выращивали ячмень на небольших делянках между гор, охотились, пасли скот. На что им золото, кому его продать?
Припрятал Чокул самородок на черный день – думает, придет беда – а мне все нипочем. Но стоило позвать беду – она и пришла. Наступила засуха, а за ней и голод: не уродился ячмень, ушла рыба, спрятался зверь. Плохо пришлось Чокулу и его близким. Взял он самородок и поехал его продавать. Но всем плохо было, когда еды не хватает самому – зачем золото? Даже богатый жадный бай, который любил золото, не стал менять огромный самородок на маленькую миску ячменя.
Отчаялся Чокул, забрался на высокую скалу над озером, размахнулся и бросил самородок в воды. “Зачем мне золото, если я не могу купить за него и чуть-чуть ячменя, накормить голодную семью! – крикнул он. - Пусть духи забирают его, а взамен дадут то, чем богаты земля, вода и леса Алтая и без чего не может жить человек”.
Приняли духи жертву, послали дождь, напитали посевы, вернулись рыба и зверь, выжил Чокул, его семья и все вокруг. А озеро, куда бросил самородок охотник, стали называть Алтын-Кёль – Золотое озеро.
Этнотуры
Легенда о топшуре
Пейзажи Телецкого озера вдохновляют на создание легенд. Источник: фотобанк Лори / Евгений Романов
В этой легенде сплелись истории и о Телецком озере, и о национальном алтайском инструменте. Дело было так.
Жили на Алтайских горах два брата-богатыря. Поселились они на двух горах, что стояли по разные берега реки. Сначала было у них все хорошо – вместе охотились, совершали подвиги и помогали друг-другу. Да только начали они ссориться и все из-за красивых девушек. То один брат посчитает, что другому досталась красивее, то другой. А тут еще начал один брат завидовать второму – видит, что гора, на которой тот живет, лучше, богаче, красивее. Захотелось ему на ней жить, владеть ее зверьми да целебными травами. Так поссорились, что чуть не подрались. Но вовремя одумались. Решили – раз мы братья, нечего нам ссориться. А раз богатыри – то надо и дело сделать богатырское – оно покажет, кто более сильный и умелый, заодно и людям добро сделаем. Видят – река, бурная, быстрая. Сложно через нее перебираться людям, что гонят скот, везут повозки. Дай, думают, построим мост – прочный, красивый. Начнем строить с разных берегов – кто первым до середины реки дойдет – тот и победил. А чтобы не ссориться, поклялись богам даже не говорить о женщинах, пока идет стройка.
Приступили. Хорошо, споро шла у них работа. Ни один не уступал другому, совсем немного осталось обоим до середины. Легли они спать, а на утро, когда солнце озарило пики соседних вершин, запели птицы, увидели богатыри чудо. Под чарующие звуки неведомого музыкального инструмента на скале пела дивные песни красавица. «О, уй-кижи», - закричали богатыри (что значит «О, женщина»!), и нарушили клятву. Разгневались боги – ударила молния, разразился гром, земля загудела… Провалился под землю и недостроенный мост, и река – образовалась пропасть огромной глубины. Хлынули в нее воды, затопили – так появилось Телецкое озеро. А на скале, где стояла девушка, остался отпечаток того инструмента, на котором она играла.
По этому отпечатку сделали алтайцы свой национальный инструмент топшур. Его вы можете увидеть в музее в Горно-Алтайске и услышать на различных народных праздниках.
Кстати, по современным исследованиям, ученые остановились на версии тектонического происхождения Телецкого озера, причем достаточно быстром (в геологическом смысле), что соответствует этой легенде.
Легенда о Золотой Бабе (Алтын Ай)
Как мы уже видим из легенд, золото имело не только материальное, но и сакральное значение на Алтае, недаром это Золотой край. И одно из таких проявлений – изображение Золотой Бабы и легенда о ней. Это небольшая фигурка женщины – дородной, с крепкими ногами, большой грудью, упитанной, с длинными волосами – типичные формы Венеры палеолита. Она символизирует как плодородие, так здоровье и женскую плодовитость – в древние времена это были связанные понятия. Находится эта фигурка в музее в селе Полеводка, а еще одно изображение есть в Манжероке, на верху горы Синюха, где она не из золота, но уже крупных размеров.
По легенде, жили люди счастливо и богато, были у них обильные посевы, стада, много было и украшений из золота. Но пришло несчастье – пошел с неба дождь, и шел он, не переставая, много дней. Затопило все луга, все пашни, все дома. Стали люди уходить в горы, забрались на самую высокую гору, но и туда подступала вода. Не знали они, как спастись, но одна старая мудрая женщина велела всем делать плоты. Начали люди валить деревья и вязать крепкими узлами, но людей было много, и хотели они спасти и свой скот, иначе как потом выжить? Деревьев хватало, а вот веревки, чтобы их вязать, закончились. Тогда женщина обрезала свои длинные волосы и сплела из них веревки. И также поступили все остальные – а был это невиданный по тем временам поступок. Потому что в том народе никто никогда волос не стриг, считалось, что они дают силу. Но все равно не хватило веревок.
Тогда женщина сказала всем снять свои золотые украшения и переплавить их в гвозди, чтобы скреплять плоты – так и поступили. Много дней и ночей носила их вода на плотах, но спасся народ, да только в последний момент смыло волной за борт ту старую мудрую женщину.
Наконец, вода стала спадать, ветер утих и прибило плоты к подножию самой высокой горы Белухи. Оказались люди в красивом богатом крае, где они и поселились. А золотые гвозди вынули из плотов и в память о той, кто спасла их своими советами, выплавили из них ее изображение, Золотую Бабу – Алтын Ай. Так и назвали весь край, а коротко стали называть его Алтай (как вы уже догадались, скорее всего).
Алтын Ай всегда пользовалась уважением и популярностью на Алтае, так как покровительствовала семье и продолжению рода.
Автономные походы
Легенды о Катуни
Если самое большое озеро на Алтае – Телецкое, то самая большая река – Катунь. Это, бесспорно, один из символов Алтая, а ее голубой цвет невероятно живописен. Разумеется, существует масса легенд и их вариаций про реку и ее примечательные места.
Очень часто Катунь и другую реку, Бию (в легендах это был Бий, мужского рода), представляли в виде людей. То они были влюбленными, убегавшими от отца, не желавшего их брака, то уже супругами. Если Бий в мифах был человеком степенным, рассудительным и тек медленно, спокойно, но уверенно, то Катунь отличалась нравом бурным, взбалмошным и раздражительным. Не хотела она подчиняться своему супругу, а хотела, наоборот, им командовать. Решили они устроить соревнование – кто быстрее добежит до горы Бабырган, тот и будет в семье главный, а другой его будет во всем слушаться. И побежали!
Катунь очень хотела победить. “Я быстрее, - думала она, - буду главной!” Но так допекла она своим нравом не только мужа, но и всю окрестность, что горы, леса, камни все время вставали у нее на пути. С трудом продиралась она через преграды, приходилось петлять, пробивать скалы. Наконец, вышла она на равнину и побежала к горе Бабырган – а та смеется. “Твой муж Бий уже давно тебя опередил, по равнине течет”, - говорит Бабырган. Озлобилась Катунь, ударила гору, побежала вперед, а Бий ее уже ждет – он дружил с горами да лесами, расступались те перед ним, свободен был его путь. Пришлось Катуни покориться.
Так и вышло, что после слияния Катунь и Бий потекли дальше крепкой семьей. А река Обь, в которую они соединились, течет спокойно и рассудительно, как мудрый Бий.
Если вы планируете семейный тур на Алтай, то обязательно будете ехать вдоль Катуни и увидите места, где она пробивает скалы, непокорно в них бьется.
Кроме легенд о самой Катуни, есть еще и мифы об отдельных объектах на ее берегах и в окрестностях.
Легенда о Чертовом пальце
Чертов палец будоражит воображение. Источник: фотобанк Лори / Юлия Машкова
Жил в Алтайских горах молодой богатырь Куюм. Был он силен, быстр, ловок как марал, зорок как сокол и строен как кедр. И конь у него был под стать – крепкий, как скалы, могучий, как горные реки. Привольно жилось Куюму, охотился он в степях, в горах Алтая и на озерах и крепко любил родной край. Но однажды пришел в те горы страшный великан Черто, хотел он забрать себе все богатства с земли, из недр, выпить все реки и покорить народы.
Плохо стало жить в горах, был народ в страхе и терпел бедствия. Собрали люди войско, пошли на Черто, десять дней и ночей бились, но так и не смогли одолеть великана.
Тогда отправились за советом к старому мудрому человеку, жившему в пещере у горного озера, как одолеть злого великана.
"Пусть самый сильный храбрец, когда вокруг все стихнет, и луна скроется на небе, подкрадется к Черто и одолеет его, а конь втопчет злодея в землю" – так ответил мудрец. В общем, посоветовал использовать хитрость и ночную диверсию.
Не стал отказываться Куюм, вызвался он отвести беду от родного края. Темной ночью, когда луна скрылась за горами и только звезды сияли на небе, подобрался Куюм к Черто и стал пускать стрелы в великана из тугого лука. Взревел раненый Черто, вскочил, но Куюм достал саблю и, кружа на быстром коне вокруг великана, наносил ему неожиданные удары. Резво скакал конь, никак не мог Черто достать Куюма, ослабел от ран и, наконец, повалился на спину. Втоптал его в землю могучий конь, так что только один палец остался снаружи, а утром превратился этот палец в скалу. Так ее теперь и называют – Чертов палец, а находится она напротив села Соугза, на Катуни.
Легенда о Зубах Дракона
Эта легенда повествует о достопримечательности – острых скалах в русле Катуни, около села Элекмонар, в Чемальском районе. Место действительно завораживает – посреди голубых вод торчит гряда из больших камней, вытянутых цепочкой. А называют их Зубы Дракона или Стрелы Сартыкпая. Второе название встречается реже, но более древнее.
Вариантов легенд множество, есть две основные. Первая говорит, что был богатырь Сартыкпай, и очень он всех любил и жалел. Сначала он пожалел ручейки – слышал он их голос под камнями, жаловались они, что давят их камни и не дают пуститься в вольный бег. Расчистил Сартыкпай русла для ручьев, вольно побежали они, собрались в большие реки и добежали аж до Северного Ледовитого океана.
Но когда делаешь хорошо одним – другим может стать плохо. Собрались ручейки в Катунь, разделила она деревни, людей – стало им не перебраться друг к другу. Тут уже людей пожалел Сартыкпай. Взял он скалу, наломал и положил обломки в Катунь, чтобы люди могли построить мост и встретиться. По другой версии – взял Сартыкпай свой лук и вонзил огромные богатырские стрелы в дно реки, и стали они скалами.
Так или иначе, но скалы эти есть, и мост, опирающийся на них, тоже построен.
Вторая версия гласит, что жил в горах огромный дракон, опустошавший земли. В конце концов, победили его богатыри, разорвали на части и раскидали их в разные стороны. Части дракона окаменели и превратились в скалы. В частности, неподалеку есть скала, напоминающая очертанием лапу дракона, а те, о которых мы говорим, получились из зубов (или позвоночника). Считается, что легенда про дракона более поздняя, чем о Сартыкпае. И как бы не придумана экскурсоводами в недавнее время. Не нам об этом судить. Если вы будете на Алтае в комфортном туре, когда есть время на осмотр достопримечательностей, посмотрите на эти скалы, решите, какая версия вам ближе. А может, вам откроется еще какая-нибудь легенда.
Походы без рюкзаков
Легенда о водах Аржан Су
Много на Алтае чистой воды. Кто пил из горного ручья в походе, навсегда запомнит его вкус. Про целебные родники тоже есть своя легенда.
Однажды старый охотник в горах ранил марала. Тот зашатался, но не упал. Погнался за ним охотник, а олень от него из последних сил ускакал. “Ничего, - думает охотник, - вот сейчас догоню его, сил у оленя уже нет”. А марал добежал до горячего источника и бросился в него. Пока охотник спускался с горы, раны оленя затянулись, и он, полный сил, легко скрылся от преследования.
У источника охотник увидел странную картину – хоть была зима и все было в снегу, вокруг источника распускались цветы, пахла черемуха, вились пчелы. Бросил охотник в воду сушеного хариуса – тот ожил и стал плавать. Бросил шкурку выдры – и та ожила и погналась за хариусом. Попил воды охотник – и как будто на десять лет помолодел.
Источник Аржан Су находится на берегу Катуни, недалеко от Манжерока. А вообще, в горах Алтая много целебной воды, к которой приходит лечиться раненый зверь, заболевшая птица, уставший человек.
Ни в один вечер у костра, ни в одну статью не уместить даже малую часть легенд Алтая. Много их – о злых и добрых духах, могучих богатырях, озерах, реках и скалах. Есть о животных – медведе, кабарге, бурундуке, есть и о деревьях, например, о добром кедре. Мало их прочитать дома - надо услышать, но не в городской квартире, а у костра, под ветвями кедров и лиственниц, под шум бегущей реки. Тогда вы сможете почувствовать, что хотели передать древние Алтайцы об истории и красоте своего невероятного, волшебного края.
Источник заглавного фото: фотобанк Лори / Наталья Волкова