Экзотичные для нас шаманский бубен и буддийский молитвенный барабан - часть повседневной жизни бурята. Отдернем полог юрты и войдем за порог сакрального!
Узнаем, что посмотреть в Бурятии, чтобы почувствовать медитативное спокойствие и трепет перед миром духов, где соприкоснуться с народными верованиями, на какую гору запрещено подниматься женщинам и почему в буддийском храме хранится священная шаманская коновязь.
Путешествие в Бурятию продолжается!
Краткая история Бурятии
В 1703 году Бурятия вошла в состав России, но за годы единства так и осталась далекой и загадочной землёй.
Территория Бурятии была заселена с незапамятных времен: археологи нашли здесь орудия конца палеолита (около 250 тыс. лет назад) и останки людей, живших за 50 тысячелетий до нас.
В начале нашей эры южные районы Бурятии входили в государство Хунну, а позже были под властью различных каганатов. Бурятия побывала в составе империи Юань и Монгольской империи, а бурятский народ сформировался из монгольских племен, кочевавших по территории до самого XVII века. По сей день у разных этнических групп бурятов можно встретить собственные традиции и культы.
Когда музеи и тропы Бурятии уже исхожены, настает пора заглянуть вглубь и познать поверья, традиции и святыни неизведанного края.
Магия в народных традициях
В Бурятии можно встретить сэргэ. Источник: фотобанк Лори / Татьяна Терехина
В традициях бурятов быт был тесно связан с магией. Как и в других регионах с национальным колоритом, большим праздником был приезд гостя. Путник оставлял всю поклажу и оружие снаружи юрты и ни в коем случае не наступал на порог: так демонстрировал он хозяевам чистые помыслы.
У входа в юрту приезжающего встречал высокий столб сэргэ (коновязь), который не только символизировал гостеприимство, но и наделялся магическим значением. Борозды делались в три яруса: верхний предназначался для коней божеств, средний - для лошадей хозяина и его гостей, нижний - для скакунов обитателей подземного мира. Подробнее послушать рассказ о значении сэргэ в жизни бурят можно в этнокомплексе “Степной кочевник” в 50 км от Улан-Удэ.
В Бурятии возле рек и озер, гор и больших камней можно увидеть повязанные на деревьях и столбах ленточки - залаа. Они означают просьбу к духам, живущим в каждом природном месте. Особенно много украшений вблизи священных уголков. Сэргэ на острове Ольхон - яркий пример древней мистической традиции, пусть и за пределами современной Бурятии.
Весомая часть жизни бурятов - почитание рода. Все дела нужно посвящать родным, на застолье говорить о родственниках, а каждый взрослый бурят обязан знать родословную до девятого колена. В честь рода до сих пор воздвигаются конусообразные святилища - обоо.
Увидеть сэргэ и скалу Шаманка
Тропой шаманов
Шаманизм в Бурятии возник задолго до проникновения буддизма. Он вырос из естественного для первых людей обожествления сил природы. Шаман соединяет видимый и невидимый миры, не пытаясь объяснять волю божеств, а лишь объявляя ее.
Бурятские шаманы чаще всего получают дар по наследству. Статус шамана можно обрести и в течение жизни, если на человека упадет камень с неба или ударит молния.
Шаманские обряды проводят, чтобы получить ответ на волнующие вопросы, исцелить больного, встретить праздник или укрепить отношения между общинами. Каждому виду практик соответствует свой ритм, а переодевание в ритуальную одежду помогает настроиться на связь с тонким миром. Костюм шамана украшен символами солнца, луны и неба, традиционными для бурятского орнамента.
У бурятских шаманов 9 ступеней посвящения - чтобы достичь высшей, потребуется 18 лет непрерывного совершенствования. Начиная с третьей степени, избранник небес может проводить свадебные обряды, а на пятой получает три бубна.
Шаманская религия в республике не является чем-то подпольным - напротив, она активно распространяется. В 2001 году зарегистрирована духовная шаманская организация “Тэнгэри”, что значит “небо”. Наряду с помощью коренному населению, организация ставит целью возрождение древних традиций.
Сегодня у ”Тэнгэри” есть собственный центр в Улан-Удэ, а на его территории построен первый в России шаманский храм. Кроме обрядов, там проводятся экскурсии с разъяснением шаманской символики. С подобными местами даже короткая прогулка по столице Бурятии превратится в насыщенный этнотур.
Однако храм нужен скорее интересующимся этим древним культом. Сами шаманы храмом называют небо, а природные объекты: источники, камни и особенно горы издавна считают местами силы. Отправимся по самым почитаемым.
Долина Шумак
Приглашаем на Шумак. Источник: фотобанк Лори / Виктор Никитин
Одно из мест силы Бурятии - долина с сотней целебных источников - прячется в Окинском районе, в сердце Восточных Саян. Добраться сюда - дело нелегкое, с дурными мыслями не пойдешь. Издревле местные жители приходили сюда принести дары богам и просили здоровья.
Хранитель долины живет в Священных столбах - так называется гора в 6 км от реки. По свидетельству туристов, место настолько пропитано положительной энергетикой, что отгоняет все плохие мысли. Долина у Священных столбов называется Мужской - сильный пол здесь обретает знания о смысле жизни. На противоположном берегу реки Женская долина с головами божеств. Здесь принято просить здоровья детям.
Ныне путь в священную долину открыт всем, кто готов преодолеть перевалы. Условие лишь одно - чистые помыслы. Поход на Шумак мы построили так, чтобы в самом начале очиститься от всего плохого переходом под рюкзаком, купанием в водопаде и разговорами о сокровенном под звездным сибирским небом.
Гора Бурин-Хан
Гора в Джидинском районе Бурятии считается одной из пяти величайших буддийских святынь Азии. Но почитание трех ее вершин - Бурин-хана, Ханши и Сына - зародилось с языческих времен.
Раз в год ее хранитель - легендарный старец Саган-Убугун - выходит осмотреть угодья и ниспослать благодать жителям окрестных сел. В благодарность за это ежегодно, высчитывая дату по лунному календарю, мужчины из Джидинской и Селенгинской долин собираются на молебен.
Каждый род имеет собственное святилище - обоо - на берегу озера с юго-восточной стороны горы, на высоте 1600 м над уровнем моря.
Как добраться: гора находится в 12 км к северо-западу от села Инзагатуй.
Буха-нойон
Так называется видимая издалека белая гора в Тункинском районе Бурятии. По преданию, возникла она из окаменевшего быка Чингисхана. Буха Нойон покровительствует земледельцам и скотоводам и поныне почитается тункинскими бурятами. До сих пор к божеству запрещено приближаться женщинам - в противном случае им грозит бесплодие. Пожилым женщинам дозволено участвовать в ежегодном празднестве почитания Буха-нойона, но на гору восходят лишь мужчины.
В давние времена здесь отравлялись шаманские культы, но с распространением буддизма гора стала священной и для последователей этой религии.
Как добраться: святыня находится у села Торы, по дороге в знаменитый горячими источниками поселок Аршан.
Буха-шулуун
Еще один окаменевший бык покоится в Баргузинской долине, также известной своими природными достопримечательностями. По легенде некогда сразились между собой два быка. Проходили дни и ночи, но ни один из них не мог победить другого. Тогда разделили быки свои владения: один отправился в Тункинскую долину, другой остался хозяином в Баргузинской. Местные жители и туристы до сих пор повязывают ленточки возле отдыхающего Быка.
Как добраться: навестить хозяина долины можно и нужно по живописной дороге на Курумкан, между селами Бодон и Суво.
Гора Бархан-Уула
Главное “чудо природы Бурятии”, выбранное всенародным голосованием в 2009 году, находится в Северобайкальском районе. О вершине высотой 2 514 м рассказывают древние бурятские мифы. С незапамятных времен здесь проводятся шаманские обряды, ныне место почитается и буддистами. Здесь построена ступа, а для подъема на вершину нужно испросить разрешения ламы. Неподалеку бьет целебный Барагханский источник.
Как добраться: 380-ый километр трассы Р 438 (дорога на Курумкан).
Узнать больше о народах России и мира
К буддийским святыням
Во 2 в до н.э. на территории Бурятии появился буддизм, и сегодня он занимает значительное место в бурятской культуре. От первых дней после рождения до прощальных песнопений жизнь буддиста подчинена ритуалам. Но, поскольку новая вера входила в жизнь местных постепенно, сегодня религии бурят тесно сплетены между собой. У них есть общие почитаемые места, а один и тот же человек может спрашивать совета у ламы и у шамана.
Буддизм в Бурятии сопровождает человека повсюду. В аэропорту Улан-Удэ установлен молитвенный барабан, а вдоль дорог стоят субурганы - ритуальные столбики, у которых делается подношение богам.
Дацаны Бурятии - это монастыри и университеты в одном комплексе, а дуганы - храмы в обычном понимании. Многие постройки созданы под влиянием православных традиций, а крыльцо с северной стороны защищает от холода, отличая здания от тибетских и монгольских собратьев. Не побывав в дацане, сложно понять загадочную азиатскую душу.
Дацан Ринпоче Багша
Ринпоче Багша, он же дацан на Лысой горе, - одно из прекрасных мест, куда можно сходить в Улан-Удэ за познанием буддийской веры, умиротворениям и азиатским колоритом. В храме на возвышении восседает 6-метровый Будда, покрытый суссальным золотом, а под стать ему в молельном зале лежат 350-килограммовые четки.
На территории стоят 8 ступ - по числу подвигов Будды. На одной из площадок установлен самый большой буддистский колокол в России - ударить в него может каждый, кто хочет очистить пространство от всего дурного.
Здесь же можно совершить прогулку по дороге долгой жизни и получить покровительство священного животного. И это не метафора: вдоль километровой зеленой тропы вокруг дацана в Улан-Удэ установлены 12 беседок по числу лет в буддийском цикле. Чуть поодаль притаился сад камней, где можно медитировать с видом на Хамар-Дабан.
Иволгинский дацан
У подножия хребта Хамар-Дабан, в поселке Верхняя Иволга, построен дацан, где почти 100 лет, с 1927 года хранится нетленное тело ламы Даши-Доржо Итигэлова. Увидеть его можно только 8 раз в году, во время религиозных праздников.
При дацане работает библиотека и институт по изучению тибетской медицины. Здесь готовят священнослужителей и лекарей, буддолгов и востоковедов. Заслуживает внимания и архитектурный облик комплекса: здания построены в смешанном китайско-тибетском стиле с примесью русского зодчества.
Наряду с Иволгинским дацаном, туристы и паломники устремляются к другим святыням Бурятии.
Тамчинский дацан
Второй по площади водоем Бурятии после озера Байкал - Гусиное озеро. На его берегу, в одноименном селе, стоит Тамчинский дацан, в XIX - начале XX вв. бывший резиденцией бурятских владык - Пандито Хамбо Лам. В 1989 году во время разбора разрушенного здания здесь нашли памятник бронзового века - оленный камень Алтан сэргэ, что означает “Золотая коновязь”. Продолговатый камень с орнаментом, напоминающим оленей, устанавливали в местах захоронения шаманов. Находка хранится во дворе дацана.
Славен дацан и тем, что по большим праздникам здесь можно наблюдать мистерию Цам - ритульное буддийское представление-танец с яркими костюмами и масками. Последнее представление было в сентябре 2022 года в честь 280-летнего юбилея храма.
Лик богини Янжимы
До революции в Баргузинской долине находился крупный дацан, закрытый в годы атеизма. В 2005-м году делегация лам отправилась в Баргузинскую долину на поиски реликвий, утерянных в годы советской власти. Во время медитации один из лам увидел на камне образ танцующей богини Янжимы. Она, подобно, индийской Сарасвати, покровительствует матерям и детям, мудрости, знаниям и искусству.
С тех пор началось паломничество к лику. Побывавшие здесь бездетные пары часто возвращаются с благодарностью за дитя.
Роща вблизи лика превратилась в рощу хадаков (ритуальных платков), которые паломники оставляют на деревьях. В честь богини построили дацан.
От Улан-Удэ нужно доехать до поселка Усть-Баргузин, затем до села Ярикто, недалеко от которого дацан и тропа к лику богини.
Сандаловый Будда
Знаете, где находится статуя Будды, изготовленная при жизни? В Бурятии! В селе Эгита, в 245 км от столицы республики, построен храм Сандалового Будды, или Зандан Жуу. Место строительства искали почти 3 года, а качество древесины проверял слепой старейшина по стуку посоха.
История статуи тоже не обошлась без приключений. Сделанная в Индии около 5 в. до н.э., она успела побывать в Китае, Тибете и Монголии. По преданию, сам Будда предсказал, что она будет перемещена на север, и там произойдет расцвет буддизма. В 1901 году бурятские казаки вывезли скульптуру из Пекина, и сегодня в храм стекаются толпы верующих.
Вступающему на путь познания
Кочующая душа жаждет новых впечатлений. Услышав напевы Бурятии, захочет в “северную Шамбалу” на Алтае, в юрты Киргизии, в храмы Шри-Ланки или в Непал, к священным Гималаям. Чтобы бродить по свету, кидая рюкзак в утреннюю росу, узнавать в русских словах корни санскрита, распутывать колесо сансары, ловить отражение солнца в пиале со степным чаем и видеть в улыбке прохожего благословение грядущего дня.
Научиться радоваться рассвету и пению птиц, благодарить за каждое событие, что стучится в дверь бытия, и в конце концов понять, что призыв муэдзина, танец дервиша и аромат благовоний в буддийском храме говорят об одном и том же.
Источник заглавного фото: фотобанк Лори / Виктория Катьянова