- Легенды о Вороне Кутхе
- Легенда о детях Кутха и девушках-мухоморах
- Легенда о трех братьях
- Легенда о вулканах
- Легенда о Ходутке
- Легенда о Иркуйеме
Присаживайся у нашего костра, добрый путник! Наливай крепкого походного чаю, угощайся ужином. Отдохни после тяжелого дня: знаю, много прошел ты верст, были и броды, и кедрач, и каменные осыпи. Располагайся, я ни в чем не откажу. Хочешь, поведаю тебе множество историй о земле Камчатской? Немало народов её населяет, все свои сокровенные знания хранят. Чтобы здесь безопасно ходить, надо помнить легенды Камчатки. Узнаешь ты и о вороне Кутхе, и о страшном медведе иркуйеме, и легенду о трех братьях. Отдыхай, слушай…
Да, много народов живет на земле Камчатской: сильные коряки, искусные айны, умелые охотники ительмены, воинственные чукчи… Все они звали свой полуостров по-разному. Да и по сей день не знают точно, почему Камчатка так называется, как переводится. И курящейся землей звали, и трясущейся, и в честь шкур бобров, и в память казака Ивана Камчатого. Айны звали это место взрывающейся землей и местом восхода солнца. Но все хотели знать, как же появилась эта земля, столь необычная и богатая. И верили почти все, что создал Камчатку (да и весь мир) Ворон Кутх. О нем и будет первая легенда. Будем знакомиться с Камчаткой.
Легенды о Вороне Кутхе
Было это так давно, что никто из людей и не упомнит. Поэтому одни одно говорят, другие – другое. Если где другое про Ворона Кутха будут говорить – спорить не будем, может, и они правы. А может, это сам Ворон, хитрец и путанник, так все замешал, закрутил, что никто и не разберет. Только говорят, не было раньше ничего, вода одна. И летал над ней Ворон, звали его Кутх, и был он белый, как снег. Летал, летал, да притомился. Думает: “Где бы отдохнуть, а и негде”. “Был бы я лебедем, - думает Кутх, - я бы сел на воду, а так земля нужна. А раз земли нет – надо ее сделать!”
Взял Ворон своего сына… Откуда у Кутха появился сын, ты хочешь спросить? Ну неужели такой могучий бог, как Кутх, не может родить сына просто так! Так вот, взял Кутх своего сына и сделал из него землю! Надел Ворон лыжи и пошел по земле. Где пройдет его след – там горы поднимутся, долины пролягут. Где крылом проведет – реки потекут, полные рыбы. Набросал он своих белых перьев поверх гор – покрылись они снежными шапками. Вдохнул Кутх свой горячий дух в горы – и закипели, забурлили они. Одни до сих пор бурлят, другие вулканы спят до поры. Покрыл Ворон тундру ягодами – ароматной морошкой, красной брусникой, сочной шикшей, так как очень любил вкусно покушать. Однако была земля красива, но пуста.
Скучно стало Кутху. Взял он тогда бобовый стручок и сделал из него людей, а из глины налепил животных да разных морских существ. Вот тогда стало весело, зажила земля! Научил Ворон людей охотиться, ловить рыбу, ходить на лодках да на лыжах. Но темно было на земле и холодно. Тогда взлетел Кутх до самого неба и стал долбить его клювом – где стукнет, там дырочка появляется, и свет из нее льется. Так появились звезды.
Посветлее стало на земле, но все равно люди жаловались – ничего не видно. Прознал Кутх, что в одной яранге живет женщина-дух, которая прячет у себя Солнце и Луну, превратив в мячи. Долго пытался пробраться он к ней, чтобы выкрасть светила, но никак не удавалось. Тогда хитрый Кутх превратился в хвоинку и упал в ручей. Женщина зачерпнула воды с хвоинкой из ручья, выпила и забеременела. Когда Кутх родился, попросил он поиграть с мячиками, да порвал их своим клювом и выпустил Солнце и Луну, взял их и отнес на небо. Стало на земле тепло, светло и радостно, все согрелись. Только вот Ворон, пока летел, так опалился о Солнце, что весь почернел.
Много мифов есть о могучем, мудром, хитром и озорном Кутхе. Но редко его сейчас встретишь – говорят, обиделся он на то, что перестали люди слушать его советов, и улетел куда глаза глядят. Но не бросил он совсем сотворенных им людей – нет-нет, да и прилетает, смотрит с высоты, как там они? Увидишь на Камчатке ворона – не обижай его, поклонись, уважь – вдруг это сам Кутх прилетел проведать родной край?
Походы по Камчатке
Легенда о детях Кутха и девушках-мухоморах
Долго жил Ворон Кутх, и не одна у него была жена. И детей тоже родилось немало. Была среди них дочка по имени Синаневт, красоты неописуемой, веселого нрава, работящая. Влюбился в нее один юноша, звали его Челькутх – как увидел, так и полюбил. Стал он к ней свататься, а чтобы понравиться, много работал на нее, а уж сколько дров перетаскал в ее ярангу – целый лес! Поженились Синаневт и Челькутх, жили весело, радостно. Родился у них сын.
Пошел как-то Челькутх в лес охотиться, и повстречались там ему девушки-мухоморы, все веселые, красивые, смеются, танцуют.
- Отдохни у нас, храбрый Челькутх, - говорят они, - поешь, выпей нашего напитка.
А как попробовал Челькутх этот волшебный напиток, так забыл и Синаневт, и своего сына, остался жить с девушками-мухоморами. А Синаневт ждала его, ждала и стала беспокоиться. Жила вместе с ними мудрая старушка, сестра Ворона Кутха. Говорит она: «Не жди, Синаневт, мужа, давно он с девушками-мухоморами живет. Пошли за ним сына».
Пришел сын к Челькутху, запел он песню о себе, своей матери и что забыл их его отец Челькутх. Разозлился Челькутх: «Не отец я тебе», - сказал и приказал девушкам-мухоморам бить и обижать мальчика. Расстроился сын, вернулся домой. На другой день опять послала его старушка к мухоморам. Велела пригрозить, что уйдут все животные, голодать будет Челькутх.
Не хотелось сыну идти к отцу, а пошел. Запел песню, что уйдут все звери из леса, будет голодать Челькутх. Но тот ответил, что не знает мальчика, велел побить его ремнем, пожечь головешками и выгнать. Вернулся сын к себе домой, плачет. Подула старушка на его раны, и все тут же прошло.
Пошли мудрая сестра Кутха и Синаневт в лес, собрали всех зверей и увели на высокую-высокую гору. А чтобы залезть на нее было сложнее, полили склоны водой, и покрылись они скользким льдом. Нечего стало есть в лесу.
Пошел Челькутх охотиться, а не на кого – проголодался, думает, хоть попью воды. Попил чистой воды из ручья, отпустило его зелье, вспомнил он про жену и сына. Пошел домой – а там нет никого, только следы саней. Побежал по ним Челькутх и добрался до той высокой горы, где сидели его жена и сын. Полез, а залезть не может – скользко. Стало он звать Синаневт, услыхала он Челькутха и бросила ему конец веревки. Схватился за нее Челькутх, полез наверх, а Синаневт подождала, пока он поднимется повыше, и обрезала конец. Грохнулся Челькутх с большой высоты, чуть не умер.
Стал жаловаться Челькутх – говорит: “Есть хочу, умираю, еще ты меня со скалы сбросила!” А Синаневт отвечает: “Иди к своим мухоморам! Разве хорошо ты с нами поступил? Меня бросил, сына всего изувечил, вот теперь сам терпи!”
Пообещал Челькутх, что раскаялся и больше так не будет, бросила ему Синаневт опять веревку. Второй раз полез он на гору, и опять обрезала конец ревнивая Синаневт. Опять чуть не убился Челькутх, пуще прежнего стал он жаловаться и просить его пустить.
Простила его Синаневт, на третий раз дала она ему забраться на гору. Наелся Челькутх, и стали они жить как раньше и радоваться. А мухоморы засохли от голода.
Вот как бывает, путник! Помни о коварстве мухоморов и даже не пытайся их пробовать.
Легенда о трех братьях
Что, добрый путник, хочешь еще узнать о Камчатке? Помнишь, ты видел три высокие скалы, стоящие в воде у входа в Авачинскую бухту? Хочешь узнать про них? Не всегда они были скалами…
Давным-давно, в незапамятные времена, сказывают ительмены, жил злой морской бог. Любил он куражиться своей силой! Всей мощью моря обрушивался на берег, валил лес, рушил скалы, смывал целые деревни. Стали бояться люди селиться у моря, уходили вглубь. Но одна деревня оставалась на берегу, её то и решил разрушить бог. Пригрозил он в назначенный час наслать гигантские волны, которые и следа не оставили бы от домов. Забеспокоились люди, не знали, что делать. Но вышли три брата, сильных и высоких, и сказали, что защитят родную деревню. Пошли они в море, встали рядом и грудью встретили волны. Чем сильнее и выше шли волны, тем тверже стояли братья, пока совсем не превратились в скалы. С тех пор защищают они бухту, а морской бог понял, что не одолеть ему людей, и перестал на них нападать.
Путешествуя по Камчатке на корабле мимо скал Три Брата, помни, путник, об их мужестве и самоотверженности!
Легенда о вулканах
Вулканы заслужили свои легенды. Источник: фотобанк Лори / Вита Фортуна
Много чем славится богатая земля камчатки – рыбой, ягодой, зверем, бессчетными птицами, целебными водами. Но больше всего своими вулканами! Где еще найдешь таких красавцев, высоких, стройных, ух, каких горячих! И о них есть легенда.
Когда-то жило на земле Камчатской много богатырей-молодцев. Храбро бились они с врагом, ходили за морским и лесным зверем. И жила в тех краях девушка, краше которой не было на свете. Влюбились в нее все богатыри разом и стали спорить, кому на ней жениться. Каждый считал, что он самый сильный, ловкий, храбрый, кто как не он должен взять её в жены. Но девушка-то одна, а богатырей - много. Слово за слово, заспорили они, потом начали драться, похватали оружие – луки, гарпуны, дубинки. Жаркая пошла битва!
Услышав шум, вышла старая шаманка и увидала, что не враг напал, а лучшие богатыри между собой бьются, скоро ни одного не останется. Кричала она, уговаривала остановиться – все без толку. Тогда в сердцах хлопнула могучая шаманка в ладоши, и превратились богатыри в горы. Но сердце у них так и осталось горячим от любви к девушке и от злости на соперников. Вот и выплескиваются иногда вулканы Камчатки горячей лавой, не могут сдержать чувства.
Осторожно ходи по вулканам, путник, помни – опасны они и сильны.
Этнотуры
Легенда о Ходутке
Говорят, что легенд о вулканах на Камчатке не меньше, чем самих вулканов! Больше только легенд о любви – она может обжечь больнее, чем самая горячая лава. Вот, например, Ходутка. Так зовут гору и речку, начинающуюся на ее склонах. А раньше звали так красивую молодую девушку и ее мать. Была девушка стройная, веселая, со звонким голосом – такие песни пела!
Полюбил её богатый, но злой, старый и некрасивый человек, решил жениться. А что сама молодая Ходутка думала о нем - его и не волновало.
Не хотелось девушке идти за сварливого злого старика, побежала она к матери, плачет. Пожалела ее мать, старшая Ходутка, да только куда денешься от богача – везде достанет. Думали они что делать, думали… Так тяжело стало на сердце у матери от мысли, что ее дочь пойдет за нелюбимого, что превратила она себя в гору и укрыла собой девушку. Искал Ходутку старик, искал, слал гонцов во все края, сулил награду, да так и не нашел.
Тесно, скучно стало Ходутке под горой, захотела она к солнышку, траве и превратилась в речку – побежала к морю. Журчат ее воды так, как раньше ее голос звучал. Жар материнского сердца согревает воду, поэтому вода в Ходутке теплая, и рядом горячие камчаткие источники.
Вот такое бывало, сказывают, в давние времена, а гора и река по сей день людей красотой своей радуют.
Легенда о Иркуйеме
Камчатские медведи веселятся. Источник: фотобанк Лори / Николай Винокуров
Ты, путник, хочешь спросить, не боимся ли мы медведей? Мы не боимся медвежьих следов, а самих медведей уважаем и стараемся избегать. Зверь это сильный, свирепый, быстрый. Настоящий хозяин леса. А Камчатка – поистине медвежий край. Здесь им раздолье – много рыбы, ягод, людей мало. Раз много еды, то вырастают медведи большие. Но, по легендам, бывают они не просто большие, а гигантские.
Коряки и чукчи верят, что кроме обычных, бурых, на севере Камчатки живет огромный медведь. Весит он до тонны, размером больше обычного раза в два, шкура серая. Передние лапы длинные, а задние – короткие, кажется, что он идет, сидя. За это, да за курдюк, свисающий сзади, прозвали его коряки иркуйем – спущенные штаны. Из-за кривых лап ходит он медленно, но силой и свирепостью отличается этот зверь, да и волшебной силой обладает. Так что звали его и иначе: кайнын-кутх – медведь-бог. Не просто приходилось тому, кто в горах встречал такое чудовище, редкий охотник мог украсить свой дом его шкурой.
Интересовались им и ученые, разные выдвигали версии. Швед Бергман в начале ХХ века относил его к новым неизвестным подвидом бурого медведя. Во второй половине ХХ века, в 60-80е годы Иркйуемом вновь заинтересовались ученые. Искал его на Чукотке и сам Олег Куваев, писатель и геолог.
Одни считали иркуйема помесью белого и бурого медведя, другие – аляскинским гризли, которые бывают очень крупные. Третьи вообще предполагали, что это выживший доисторический короткомордый медведь. Так ничего и не решили. Энтузиаст Родион Сиволобов в 80-е годы говорил, что добывал и шкуру, и черепа этих медведей, но никак не выходило переправить их ученым – то сгорали вместе с сараем, то были растащены на свои нужды шаманами. А может, медведь-бог не хотел, чтобы о нем узнали. Кто хочет – верит в него, а кто не хочет… Пусть лучше не попадается темной камчатской ночью гигантскому медведю (да и с простым тоже лучше не встречаться).
Ну что, добрый путник, засиделись мы у костра за байками да историями, поздно уже, пора спать. А то бы рассказал тебе еще много – про Митга, бога рыб, про Пиля-чучу – покровителя оленей, об Узоне, добром духе… Спи спокойно, а как пойдешь дальше по Камчатке, помни, что узнал. Остерегайся коварных мухоморов, избегай злых медведей, уважай вулканы, помни о мужестве Трех Братьев, и да осенит тебя своим крылом Ворон Кутх.
А будет желание - почитай другие интересные истории, например, про легенды Грузии.
Источник заглавного фото: фотобанк Лори / Вера Кубарева