Очень просто

Вообще без рюкзаков, можно ехать хоть с чемоданом, переходы налегке

Просто

В основном налегке, но есть переходы и с рюкзаком

Средней сложности

Поход с полноценными ходовыми днями под рюкзаком, переходы 7-15 км, вещи с собой, в том числе еда и общественное снаряжение

Сложно

Походы-восхождения с акклиматизацией, походы с технически сложными или длинными переходами (20+ км)

Очень сложно

Походы только для опытных туристов или восхождения свыше 4000м, требующие специальных альпинистских навыков

Лайфхаки и особенности авиапутешествий

Алина Шелехова

7 мар. 2019

Самолёт – это волшебный телепорт 21 века. Вжух, и ты на другом конце света! А что делать, если во время «вжуха» что-то пошло не так? Уж точно, не стоит паниковать, лучше возьмите себе кофе и прочтите нашу статью.

Задержка или отмена рейса

Предугадать задержку или отмену рейса невозможно. Стоит знать, что подвижки в расписании авиакомпаний – ситуация штатная, и иметь это ввиду при составлении маршрута с экстремально короткими пересадками.

Если стало известно заранее

Перевозчик обязан оповестить пассажиров об изменениях по электронной почте или СМС. Иногда время вылета может сдвигаться туда и обратно несколько раз. Есть смысл проверить почту за неделю и за день до вылета, чтобы прибыть в аэропорт вовремя. Измениться может и терминал вылета – обращайте внимание на кодовое обозначение его в билете.

По российским законам пассажир может вернуть билет, получив его полную стоимость, или купить билеты на другие рейсы из предложенных компанией. Он будет короче или длиннее, прибытием в другой терминал или аэропорт, важно, чтобы новый перелёт стоил столько же, сколько и предыдущий.

Если речь идёт о европейских авиаперевозчиках, то вас должны уведомить об отмене рейса не позднее, чем за 2 недели до вылета. После этого срока к бесплатному возврату билета добавляется возможность получить денежную компенсацию (подробнее расскажем ниже).

У вас билет с пересадкой, и отменяется одно плечо – не спешите хвататься за голову. Если оба рейса оформлены одной квитанцией и выполняются одной компанией, она отвечает за то, как вы попадёте в место назначения.

В некоторых случаях, когда от города пересадки в конечный пункт есть альтернативные маршруты, компании соглашаются оплатить переезд. Так, автору статьи при возвращении домой через Финляндию и отмене рейса сотрудники Finnair позвонили с предложением бесплатно доехать из Хельсинки в Петербург на скоростном поезде вместо самолёта.

Если о задержке / отмене объявляют в аэропорту

ожидание рейса на самолет

Ко всему надо быть готовым. Источник: фотобанк Лори / Светлана Вербицкая

Гораздо волнительнее узнать о задержке, находясь в пути. Но не спешите тратить последние карманные деньги и продавать почки за бутерброды и кофе из кафе в транзитной зоне.

Путешествуя отечественными авиалиниями, пассажир имеет право сдать билет и получить деньги за неиспользованное плечо не зависимо от того, на сколько задерживается рейс. Для этого придётся немного повозиться с документами, написать заявление и обратиться в представительство перевозчика.

При задержках вылета в аэропортах России путешественники имеют право на:

  • Ожидание в специальной детской комнате (для родителей с малолетними детьми)
  • Камеру хранения для несданного багажа
  • Напитки (чай, сок, вода) и 2 звонка или 2 письма по электронной почте, если ожидание ≥ 2 ч
  • Горячее питание при задержке ≥ 4 ч. Кормить ждунов-пассажиров должны раз в 6 ч днём и через 8 ч ночью
  • Бесплатное место в гостинице, трансфер между отелем и аэропортом в случаях, когда время задержки превышает 6 ч ночью и 8 ч днём.

Правила у зарубежных компаний незначительно отличаются. В основном, выдавать талону на еду начинают через 2 – 4 ч ожидания, селить в ближайший к аэропорту отель – через 6-8 ч. Отказаться от билета европейских авиаперевозчиков возможно только через 5 ч задержки.

Кстати, причиной задержки может стать не только погода или накладки в расписании, но и более оригинальные вещи. Например, в Индии коровы считаются священными и неприкосновенными. Если рогатая особь проникнет на взлётную полосу в каком-нибудь сельском аэропорте, никто из местных служителей не отважится её согнать, и рейс, скорее всего, отложат до тех пор, пока корова всласть не наваляется перед самолётами.

Что делать-то?!

Во-первых, глубоко вдохнуть, выдохнуть и перестать бегать по комнате. Скорее всего, ваша проблема решаема, а решать её будут сотрудники авиакомпании.

Если о задержке или отмене полёта вы узнали заранее, и время терпит – просчитайте выгодные варианты, свяжитесь со службой поддержки клиентов. Возможно, новый рейс окажется удобнее по времени, а если вас не устроит ни одно предложение – смело забирайте деньги. Процедура вынужденного возврата не так сложна, подробные инструкции лучше уточнить у сотрудников авиакомпании.

Если дурные новости застали вас в пути, отправляйтесь к стойке информации сразу после объявления о задержке. Получите от сотрудников аэропорта отметку на посадочном талоне. Если дела пойдут совсем плохо, и рейс отменят, это даст возможность претендовать на денежную компенсацию. Всю информацию о питании и размещении для застрявших в аэропорту туристов должны выдать здесь же. Добросовестные авиаперевозчики подсылают своих представителей для решения организационных моментов, не очень добросовестные – прячутся за широкими плечами девушек с инфостойки.

Обязательно сохраните чеки всех покупок и трат, которые вам пришлось совершить по причине ожидания (покупка еды, билетов на транспорт, аренда гостиницы). Если дело дойдёт до суда, это станет вашим неоспоримым доказательством понесённых убытков.

Компенсация

И перенос, и окончательная и бесповоротная отмена перелёта доставляет неудобства пассажирам. Если это случилась по вине перевозчика, а не из-за стихийного бедствия, пришествия инопланетян, забастовки рабочих или массовой миграции леммингов через взлётное поле, вам причитается денежное возмещение.

По отечественным нормативам компенсация составляет:

  • 3% стоимости авиабилета за каждый час простоя согласно закону «О защите прав потребителя»
  • 0,25% МРОТ также за каждый 1 ч задержки

Общая сумма компенсации при переносе авиаперелёта составляет не более половины изначальной цены билета.

Если вы летите зарубежной компанией и задержались в одном из хабов еврозоны, компенсации будут выше. В зависимости от законов страны, времени ожидания, длительности полёта, сумма выплаты составит от 125 до 600 евро.

Советуем сохранять все документы, чеки, пригласительные, если из-за переноса или отмены полёта вы пропустили важное мероприятие (свадьбу, научную конференцию, встречу адептов макаронного монстра). Так вы сможете претендовать на возмещение убытков.

Про овербукинг

Это странное слово обозначает ситуацию, когда билетов на рейс продаётся больше, чем мест в самолёте. Овербукинг – не ошибка системы бронирования. Таким методом авиакомпании защищают себя от возможной «перевозки воздуха».

Если вам не досталось места в самолёте (такое случается с любителями приходить на регистрацию в последний момент), сотрудники стойки попытаются найти пассажира, готового добровольно пересесть на другой рейс. При отсутствии альтруистов, вам предложат финансовую компенсацию, перелёт другим рейсом или полный возврат стоимости билета.

Вас могут пересадить в другой класс обслуживания, если в нём остались места. Интернет пестрит историями о том, как людей пересаживали из «эконома» в «бизнес» только потому, что других мест к окончанию регистрации не оставалось. Помните, что соглашаясь на вынужденное понижение класса обслуживания, вы также имеете право на частичную компенсацию средств

Про повреждение / утерю багажа

Не хотим запугивать, но от момента сдачи на стойке до получения в пункте назначения ваш любимый чемодан или рюкзак переживает намного большее, чем вы. Он может зацепиться, случайно раскрыться, промокнуть под дождём, ожидая очереди на погрузку. К сожалению, ещё случаются кражи вещей недобросовестными сотрудниками аэропортов.

Чтобы минимизировать потери, всё самое дорогое, хрупкое и ценное старайтесь везти в ручной клади. Если это невозможно, перед выездом фотографируйте содержимое сумки и составляйте опись вещей. С этими данными вы легко докажете свою правоту, если что-то потеряется или повредится.

Ваш багаж вовсе не прилетел – обращайтесь в службу розыска в зоне прилёта. По трек-номеру, приклеенному к посадочному талону, сотрудники определят местоположение беглеца. Если его не успели погрузить из-за ошибок логистики, чемодан доставят ближайшим рейсом. От вас потребуется контактный адрес и телефон. Бывает, что багаж цепляется за транспортировочную ленту и съезжает с неё во время путешествия от стойки регистрации до погрузочной зоны. Такие «потеряшки» сортируются вручную, время их поиска увеличивается. Если же сумка теряется совсем, компания обязуется возместить владельцу стоимость вещей (сумма зависит от щедрости перевозчика) и выдать моментальную компенсацию на покупку личных вещей.

Багаж прилетел, но выглядит так, будто его пожевал динозавр – вам дорога к агенту по обслуживанию. Чтобы получить возмещение убытков, потребуется написать претензию, приложить к ней копии билетов, посадочных талонов, багажную бирку. Если заявление подаётся удалённо (вы заметили повреждения дома, открыв чемодан), нужны будут фотодоказательства.

Что делать во время долгой пересадки?

пересадка на рейс в аэропорту

Проведите время с умом. Источник: фотобанк Лори / Дмитрий Травников

О том, что отель и питание положены не только во время вынужденной задержки, авиаперевозчики предпочитают молчать. Оказывается, покушать, поспать и даже прокатиться на экскурсионном автобусе возможно, оставшись в аэропорту стыковки надолго добровольно.

Некоторые любопытные предложения популярных перевозчиков:

  • Стамбул, Turkish Airlines предоставляют на выбор проживание в отеле (3-4* для билетов эконом-класса, 5* для бизнеса) или обзорную экскурсию по городу с трансфером и питанием. Ищите стойку Hotel Desk после прохождения таможни
  • Дубай, Emirates бесплатно кормят своих пассажиров на стыковках более 4 ч, предлагая им выбрать комплексный обед в одном из кафе или ресторанов аэропорта. Услуга Dubai Connect доступна при более длительных пересадках. Она включает оформление визы, питание, отель и трансфер до и из него
  • Абу-Даби, Etihad Airways предлагает своим пассажирам бесплатное размещение в отеле на время транзита, а также скидки на экскурсии и визы по программе Abu Dhabi Stopover
  • Доха, Qatar Airways также селят своих пассажиров эконом-класса в отеле, кормят их, обеспечивают визовую поддержку. Если пересадка длится от 5 до 12 ч, скоротать время можно на трёхчасовой экскурсии Doha City Tour. Виза для такой прогулки не потребуется
  • Пекин, Шанхай, Air China предоставляют номер, шаттл и завтрак путешественникам с ночной длительной пересадкой
  • Ханой, Хошимин, Vietnam Airlines встречают транзитных пассажиров с приветственной табличкой, предлагают трансфер, отель, питание и экскурсию с англоязычным гидом
  • Касабланка, Royal Air Maroc обеспечивают доступ в лаундж-зону и питание пассажирам на пересадках от 4 до 8 ч, отель и бесплатный шаттл – более 8 ч
  • Сингапур, Singapore Airlines выдают ваучеры на сумму около 800 российских рублей всем транзитным пассажирам. Ваучер можно потратить на еду, комнату отдыха или зал ожидания бизнес-класса. Попасть на двухчасовую экскурсию можно, если время между рейсами более 5 ч.

Конечно, эти блага не достаются просто так, и для получения плюшек от авиакомпании потребуется выполнить несколько условий. В большинстве случаев, время пересадки должно быть не менее 7-10 ч и не больше суток. Отели и экскурсии желательно бронировать заранее (до вылета) по электронной почте. Оба рейса должны быть зарегистрированы на одном бланке. Некоторые перевозчики обращают внимание на то, откуда и куда вы летите. Подробную информацию лучше уточнить на сайте или по телефону контакт-центра выбранной компании.

Priority Pass

Коротать время ожидания в бизнес-залах аэропортов могут пассажиры любой авиакомпании и класса обслуживания. Для этого необходимо вступить в программу Priority Pass (у неё есть собственный сайт) и получить карточку участника. Карта имеет абонентскую плату (не совсем бюджетную) и может выдаваться в комплекте с банковской.

Не путайте Priority Pass с другой программой для часто летающих клиентов – Sky Priority. Последняя предоставляет ускоренное прохождение предполётных формальностей и выделенный трансфер для пассажиров бизнес-класса и привилегированных лиц

Предложения с «Приорити Пасс» есть почти у каждого отечественного банка: Сбербанка, Открытие, Райффайзенбанка, Бинбанка, Москва, Ситибанка, Транскапиталбанка, Юни Кредит, ВТБ, Росбанка, Альфабанка и других. Как правило, карта выдаётся бонусом к дебетовому или кредитному пакету, вкладу, подразумевающему нахождение на счету определённой суммы постоянно (и это не 100 рублей). Карта может быть «пустой», тогда проход в лаундж-зону осуществляется по стандартному тарифу $27 или €24, либо включать бесплатные проходы для владельца и гостей.

Напоследок, дадим маленький совет – если вы предпочли отдыху в супер-пупер бизнес-зале романтичное сидение на полу в проходе общего терминала, запаситесь удлинителем с переходником. Так вам не придётся воевать за единственную в зоне видимости розетку. Приятных вам путешествий!

Источник заглавного фото: фотобанк Лори / Mikhail Starodubov

Другие статьи